Я уверен, что вы не раз задавали себе вопрос: «Почему не хватает денег?» Действительно, сколько бы вы ни зарабатывали, всегда не хватает денег на все те блага, которые нам так хочется приобрести. И это серьёзная проблема. Самое интересное в этой ситуации — проблема заключается не в отсутствии денег, а в нашем отношении к деньгам, состоятельности, себе. Именно это отношение является причиной нашей неудовлетворенности денежным состоянием, а сам по себе недостаток денег — лишь следствие этой причины. О бедности и способах поправить своё положение читайте в серии статей «Как распоряжаться деньгами».

Часть 1: Психология бедности

Человек сызмала растёт и воспитывается в обществе. Общество — это наши родители, дедушки, бабушки, родственники, друзья и их родственники, знакомые и незнакомые люди — все те, кто нас окружает с самого детства и по сей день. Общество в большинстве своём из поколения в поколение, из семьи в семью излучает менталитет нищеты, что, в свою очередь, прочно формирует в головах каждого из нас психологию бедности.

Наверное, у нас нет права судить за это ни наших родителей, ни их родителей, ни кого бы то ни было, ведь нет дыма без огня, и менталитет нищеты сформировался не в один миг. Этому предшествовали многие события, начиная от нашего аграрного крестьянского прошлого, включая нестабильные, порой катастрофичные ситуации в государстве и, в конце концов, войны. Всё это оставляло свой след в восприятии мира нашими предками, и след этот передавался по наследству с воспитанием и в целом атмосферой внутри семей.

Мне сложно рассуждать о тех временах, в которых я ещё не был рождён. Я не берусь судить о том, были ли в те времена возможности повысить уровень своей жизни или нет, и если были, то какие. Поэтому буду говорить о нынешнем времени. А нынешнее время таково, что нас повсюду окружают возможности. Кому-то достаточно лишь протянуть к ним руку, кому-то нужно преодолевать трудности, дабы овладеть ими, но факт в том, что многие люди (а это может быть любой из нас) просто-напросто упускают их.

Упуская возможности сделать свою жизнь приятней, лучше, роскошнее, мы всё дальше и дальше забрасываем себя в клетку бедности. Вспомните какую-нибудь вещь, которую вы очень хотели бы иметь, но у вас не было на это средств. Вспомнили? А теперь вспомните, что вы говорили себе в таком случае. Если вы относитесь к людям с психологией бедности, то вы наверняка говорили себе что-то вроде «Нет, это слишком дорого для меня, я не могу себе это позволить». Примерно в такой формулировке я часто мыслил, когда хотел иметь дорогую вещь, бывшую мне не по карману. В подобных формулировках заключаются эти опасные слова: дорого для меня, не могу себе позволить. Казалось бы, просто слова, но чем они опасны? Слова имеют свойство воплощаться в реальность. В этом случае, говоря такие слова или думая так, мы блокируем свой мозг на мыслительную работу и поиск способов получить то, что нам нужно.

Это дорого для меня — тупик.

Теперь подумаем, как часто мы говорим себе это. Возможно, мы говорим это всю свою жизнь. И это действительно страшно. Что в таком случае говорит себе успешный или стремящийся к успеху человек? Он не блокирует свой мозг от поиска решений, он ищет решения. Вместо «я не могу себе это позволить» он спрашивает себя: «Как я могу себе это позволить?». И если мы действительно хотим это знать, то наш мозг начнёт работать в нужном направлении и выдаст способы достижения цели. Очень развёрнуто объясняет это явление в своей книге «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки, рекомендую прочитать.

Если вы твёрдо убеждены, что деньги — зло, то глупо в таком случае жаловаться на их отсутствие.

Всё это расставляет по местам в голове формула: мысль порождает действие, действие порождает привычку, привычка порождает характер, характер порождает судьбу.

Стало быть, оставаясь в психологии бедности, мы думаем о том, что мы бедны и не способны повысить уровень жизни, затем наши мысли формируют действия, а именно бездействие, оно в свою очередь создаёт привычку жить в такой скудной и странной зоне комфорта, это формирует наш пессимистичный характер, ну а судьба в таком случае получается довольно печальная.

Другая черта психологии бедности — это негативное отношение к богатству. Приведу в пример типичные высказывания людей с психологией бедности:

  • Деньги — это зло.
  • Он не сам этого добился, ему это дали родители.
  • Он богатый, потому что вор, обманщик, шёл по головам (нужное подчеркнуть).
  • Это они там богатые, а мы и так поживём спокойно.
  • У меня нет денег, в этом виноваты: погода, школьный учитель, сосед, начальник, чиновники, президент и т.д.

Возможно, утверждение, что деньги — это зло, имеет несколько иную историю и изначально несло другой посыл, но люди с психологией бедности вкладывают в это свой смысл. Смысл таков: деньги — зло, а раз это зло, значит, нужно от него огородиться. Снова наш мозг всё читает между строк и начинает генерировать мысли, в самом деле «оберегающие» нас от денег. В этом случае там, где деньги — там нас нет. В психологии человечества так уж повелось, что существуют понятия купли и продажи, существуют деньги, без которых в нашем мире выжить крайне сложно, если вы не возвысили своё сознание до уровня, на котором деньги и, в принципе, земная жизнь — ни что иное, как временное явление. Другими словами, если вы твёрдо убеждены, что деньги — зло, то глупо в таком случае жаловаться на их отсутствие.

А ведь всё это, по сути, нежелание выходить из зоны комфорта, какой бы они ни была. Выходить из зоны комфорта неприятно всегда, но следует помнить, что, покидая зону комфорта, вы делаете шаг вперёд к развитию себя.

Подводя итог первой части, можем обозначить первые способы избавления от психологии бедности:

1. Ищите способы, хватайте возможности.
2. Стремитесь к лучшему для себя и своей семьи.
3. Умейте признавать причины собственных неудач.
4. Исключайте негатив к богатству.

И ещё — я решил писать в блоге только то, что проверил на практике, поэтому пишу на основе своего пока ещё небольшого жизненного опыта, но тем не менее, уже приносящего плоды.

В следующей статьей я расскажу о том, как экономить без ущерба для себя.