Майк Монтейро «Дизайн — это работа»

Заголовок книги Майка Монтейро «Дизайн — это работа» несёт в себе одну важную мысль, красной нитью пронизывающую книгу от начала и до конца — вопреки убеждению многих людей дизайн является профессией в большей мере инженерной, нежели творческой. Автор просто и доходчиво излагает эту мысль, иллюстрируя её множеством примеров как из своей практики, так и из опыта коллег и других компаний, разрабатывающих дизайн.

Дизайнер — не художник

Марк Монтейро говорит нам прямо: «Дизайнеры — не художники». Кстати, я это упоминал в своей статье ранее. Дизайнеры в своей работе используют художественные методы визуализации мышления  процесса, но в отличие от художников не проецируют с помощью этого свой взгляд на мир, а решают проблему клиента. Дизайн — это сфера услуг. Когда клиент приходит к нам и говорит, что ему нужен сайт, он может представлять себе некую красивую картинку, но эта картинка субъективна. Мы в первую очередь должны понимать, что на самом деле клиент пришёл не за красивой картинкой, а за решением проблемы, за удовлетворением нужды, которая натолкнула его на мысль о создании сайта. И нам, дизайнерам, следует действовать исходя из этого.

Вообще, когда я решил прочитать книгу Майка Монтейро «Дизайн — это работа», я ожидал получить практические знания именно по созданию дизайна. Книга оказалась совсем не об этом, но я не остался разочарованным. Майк Монтейро написал практическое руководство для дизайнеров любого толка. Он разобрал такие вопросы, как поиск клиента, продажа услуги, презентация работы, организация рабочего процесса, избежание рисков и проблем и т.д. Книга в полной мере является руководством, по которому можно сформировать себя как добросовестного, опытного фрилансера или работника дизайн-студии.

Дизайнер должен понимать организационные вопросы

У многих начинающих дизайнеров может возникнуть вопрос — зачем дизайнеру вникать в темы, которые прямо к дизайну не относятся,во все эти денежные и организационные вопросы? Вникать в это необходимо, ведь опытный дизайнер знает, что разработки дизайна недостаточно, нужно уметь его преподнести и продать. Нужно понимать, чего хочет клиент. Нужно уметь переубеждать клиента в пользу правильных решений. Сам я когда-то давно был очень рад тому, что мне не нужно было общаться с клиентами. Мне просто давали задание, и я его выполнял без какого-либо контакта с клиентом. Но затем встречаться с клиентами стало необходимо, ведь некоторые вещи нужно было узнать от него именно мне как дизайнеру, чтобы я мог наиболее точно применить итоги общения в работе. Возможно, вам и не придётся контактировать с клиентом. Нужно иметь в виду, что у каждой компании своя организация процесса: где-то все вопросы решает руководитель студии, где-то дизайнер решает их, где-то этим занимается рекламный менеджер. Однако, есть одно «но» — понимание всех этих процессов значительно упростит работу дизайнера и поспособствует улучшению результата.

Не бойтесь называть цену

Одна из распространённых проблем начинающих дизайнеров — это создание самому себе неловких ситуаций из-за страха назвать клиенту цену за свою работу. Дизайнер мучается вопросом, какую цену назвать, чтобы было не слишком мало и не слишком много. Некоторые дизайнеры откладывают решение этого вопроса и предлагают клиенту самому озвучить цену за работу. Конечно, это неправильно. Майк Монтейро говорит:

Никогда не работайте бесплатно. Любую работу, которую вы беретесь делать бесплатно, вы отложите в сторону ради работы за деньги. Это не даст ничего хорошего ни вам, ни клиенту. Ни один из вас не будет уважать время друг друга. Если ситуация это оправдывает, работайте по льготной ставке. Но тогда представьте клиенту бюджет, в котором указаны реальная стоимость и скидка. Пусть клиент знает цену того, что получает.

И если вы будете называть клиенту слишком маленькую цену за работу в надежде, что он не откажется от ваших услуг, вы поставите себе барьер. Велика вероятность, что в следующих заказах, если вы вдруг решите поднять цену, клиент откажется платить больше.

Не смейтесь над клиентами

Майк Монтейро объясняет, почему нельзя смеяться над клиентами, а ведь это распространено в коллективах и дизайнерских информационно-развлекательных ресурсах. Над клиентом смеются из-за его нелепых высказываниях, попытках использовать дизайнерскую терминологию, чтобы выглядеть компетентным. Смеются над пожеланиями увеличить логотип и классическим «поиграть со шрифтами». Профессиональный дизайнер понимает, что клиент совершенно не обязан разбираться в дизайне, так же как и все мы не обязаны разбираться в работе стоматолога или строителя. Наша задача — объяснить клиенту всё, чего он не понимает. Никто не исключает ситуации, когда клиент оказывается действительно неадекватным, но даже в этом случае нужно поступать взросло и говорить обдуманно.

Кому нужно почитать книгу Майка Монтейро «Дизайн — это работа»?

Если вы начинающий дизайнер или вовсе только хотите войти в эту профессию, если вы имеете некоторый опыт работы в сфере дизайна, но периодически сталкиваетесь с проблемами в организационных вопросах, вам безусловно будет полезна книга «Дизайн — это работа». Как я уже говорил, книга своего рода руководство. В процессе чтения желательно конспектировать важные моменты и взять их себе за правила.