Начинающие дизайнеры в своей работе часто сталкиваются с исчезновением рабочего порыва, когда не ладятся проекты, нет новых идей, а старые не воплощаются в задуманной форме. Обычно в таких случаях грешат на отсутствие вдохновения, но так ли это, читайте в статье «Нужно ли вдохновение дизайнеру?».

Итак, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять и разделить основные понятия: вдохновение и мотивация. Сначала рассмотрим понятие вдохновения.

Википедия говорит, что это особое состояние человека, которое характеризуется с, одной стороны, высокой производительностью, с другой — огромным подъёмом и напряжением сил человека. Является типичной чертой и составным элементом творчества.

Недаром добавлено пояснение, что вдохновение — это составной элемент творчества. Является ли работа дизайнера творчеством? Я бы не стал отвечать на этот вопрос однозначно «да» или «нет». Дизайн в какой-то мере — творчество, но только в вопросе подхода к решению задачи, и творчество в дизайне находится не на первом месте. Живопись же как искусство является творчеством именно в той степени, в какой мы привыкли о нём думать. Поскольку вдохновение — это черта творчества, а творчество — это в нашем случае живопись, то вряд ли можно относить понятие вдохновения к дизайну.

Часто люди приравнивают дизайнеров к художникам, но дизайнер зачастую не умеет рисовать. Если дизайнер не умеет рисовать, значит, он не художник, но он при этом не перестаёт быть дизайнером. Казалось бы, в этом есть некий парадокс, но на самом деле всё гораздо прозаичней.

Дизайн — это прежде всего инженерия. Дизайн — это проектирование продукта, который будет удобен в использовании.

Кардинальное различие художника и дизайнера в том, что художник творит искусство ради искусства, а дизайнер создаёт удобный продукт. Если бы в разработке дизайна на первом месте стояла красивая картинка, красивый внешний вид продукта, то вряд ли бы вам захотелось носить потрясающе красивые, но чудовищно неудобные штаны. Вы бы не смогли пользоваться живописно оформленным сайтом, если бы он был неудобен. Именно поэтому первостепенная задача дизайна — проектирование, а второстепенная — внешний вид. Сначала мы создаём то, чем будет удобно пользоваться, создаём некий каркас, логику, затем облачаем это в приятную глазу форму. Возьмите это на заметку, когда клиент попросит вас поиграться со шрифтами или сделать цвета повеселее.

Я недоумеваю, когда мне говорят «нарисуй это, ты ж дизайнер». Если я доступно объяснил разницу между художником и дизайнером, то теперь и вы будете недоумевать, когда вам скажут что-то подобное.

Если вдохновение не относится к дизайну, то как тогда называется то ужасное состояние, в котором мы не способны что-либо произвести? И, наоборот, что помогает нам создавать поистине крутые вещи? Настало время перейти к другому понятию — к мотивации. Всё та же Википедия говорит, что мотивация — это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Как видите, ни слова о творчестве.

Дизайнером движет мотивация. Начинающий дизайнер может быть мотивирован чаще всего деньгами, материальным вознаграждением за свою работу. Опытный дизайнер мотивирован прежде всего качественным результатом своей работы, что в свою очередь принесёт ему хорошие деньги. Важно понимать, ради чего вы работаете — ради денег или результата. Работать ради второго гораздо интереснее и эффективнее. Но, так или иначе, если не принимать во внимание корни нашей мотивации, её отсутствие мешает работать и зарабатывать. Именно это состояние начинающие дизайнеры чаще всего ошибочно называют отсутствием вдохновения.

Опытный дизайнер не зависит от вдохновения.

Когда ваша продуктивность начнёт понижаться, знайте, что это чаще всего происходит по двум причинам:

  1. вы мало отдыхаете, у вас началось переутомление;
  2. вы потеряли мотивацию к работе.

Если вы работодатель, и ваш дизайнер объясняет свои неудачи в работе отсутствием вдохновения, то вам стоит задуматься: он либо неопытен, либо ленив и намеренно прикрывается этой причиной, чтобы похалтурить.

Относитесь к дизайну как к математике, вам станет проще работать и держать мотивацию в поле зрения — вы поймёте, что ваша продуктивность зависит не от случайного прилива мыслей, вдохновения и хорошего настроения, а от ваших знаний и опыта. Если в какой-то момент вас внезапно осенит, и вы создадите нечто действительно крутое, может даже революционное, то причиной этому будет опять же не вдохновение, а сосредоточение в определённый момент времени всех ваших знаний, опыта и навыка. Просто в один момент всё это удачно сложится и выдаст вам особенный результат. Но чтобы ощутить это озарение, нужно постоянно развиваться, думать и работать над собой.

Подводя итог, хочу сказать — не ищите вдохновение, привыкайте мотивировать себя на работу.