Многие люди испытывают постоянный стресс из-за накопившихся дел и нехватки времени, чтобы закончить их. Эта трясина засасывает человека незаметно, понижая его эффективность, лишая радости жизни и даже ухудшая здоровье. И что уж говорить о времени для отдыха или самообучения. Однако, проблему нехватки времени и постоянного стресса из-за накопленных дел можно решить раз и навсегда с помощью планирования.

Умение планировать

Это первая статья, объясняющая пользу владения навыком планирования и раскрывающая такое понятие как «умение планировать».

Один из простых способов понять, что такое «планирование» — рассмотреть нашу жизнь, в которой нет этого навыка, и преимущества, которые он даёт, когда мы им овладеваем. Ценя своё время, мы можем сделать многое в своей жизни: продуктивно работать, уделять время семье, писать книги и заниматься творчеством, уделять время хобби, познавать жизнь с чистой совестью без груза непрекращающихся дел.

Планировать можно научиться в том случае, если вы умеете быть честным с собой и желаете изменить свою жизнь к лучшему. Многие повседненвые проблемы заключаются в неумении распределять свои дела во временном промежутке. Не желая или не умея планировать, мы лишаем себя многого: саморазвития, отдыха, порядка, радости.

С чего бы я хотел начать, так это с проблем, которые возникают в жизни человека, не имеющего этого замечательного навыка.

 

Проблемы, возникающие из-за отсутствия навыка планирования

Пустые обещания — можем пообещать что-то сделать и забыть об этом или сделать гораздо позже. Из-за этого мы представляем себя человеком недобросовестным, забывчивым, безответственным. Банк доверия к такому человеку понижается. Раскидываясь пустыми обещаниями, мы формируем мнение о себе как о необязательном человеке, с которым нет желания вести дела, на которого не стоит полагаться. Кто знает, может быть, из-за этого мы упускаем возможности прямо из-под носа.

Сумбур в голове, стресс — когда мы держим все наши дела в голове, создаётся ощущение большого количества дел, конца которым не видно. У нас нет чёткой картины дел, чёткого фронта работ, нам кажется, что мы ничего не успеваем и ничего не успеем. Пробуем решить эту проблему, работая сверхурочно и загоняя себя делами, но это ничего не решает, дела всё равно не заканчиваются и копятся дальше, и в итоге мы начинаем жить с постоянным ощущением стресса. Говорить об эффективности уже не приходится.

Не справляемся с рутиной — мы смотрим в землю и копаем её лопатой, когда можно поднять голову, увидеть трактор и перепахать землю трактором быстрее и качественнее. Тратя много времени на решение дел таким способом, каким привыкли их решать, мы лишаем себя возможности думать. Если мы остановимся и подумаем, как автоматизировать некоторые рутинные дела или поискать более эффективное решение, то мы сэкономим время и сохраним свои нервы.

Сложно расставлять приоритеты — поскольку не видно общей картины наших дел, нам сложно понять, что на текущий момент важнее, а что может подождать пару недель. Без правильной расстановки приоритетов мы можем весь день потратить на незначительные дела, оставляя меньше времени на решение действительно важных и срочных дел.

Не видно перспективы — соблюдая последовательность, можно в большинстве случаев избежать ситуаций, когда на нас в один момент сваливается сразу несколько срочных важных дел. Если планировать дела наперёд, планировать недели и месяца, мы сможем увидеть перспективу дел и последовательность. Пусть график может меняться, но он вряд ли изменится полностью. В любом случае наличие плана лучше, чем полное его отсутствие.

 

Что даёт планирование

Повышение дисциплины — когда мы дисциплинированы и держим своё слово, нам доверяют. Компания не достигнет успеха, не будет эффективной, если кому-то из сотрудников нельзя доверить дело. Мы не будем хорошими друзьями и товарищами, если будем лишь обещать, но не делать. Мы не будем хорошими мужьями и жёнами, если обещаем и забываем выполнить обещанное. Умение выполнять обещания — это один из признаков дисциплинированного человека. Дисциплина, в свою очередь, — неотъемлемая часть успешного человека, планирующего свою жизнь.

Чёткая иерахия дел — когда мы планируем, мы видим список дел. Мы можем выполнять большие дела поэтапно, разбивая их на несколько меньших дел. Сложно сразу охватить всё целиком, проще делать это постепенно, частями.

Нахождение времени для отдыха и самообразования — очевидно, что без отдыха наша эффективность снижается. Мы можем эффективно работать в авральном режием, когда аврал — это исключение, а не норма. К сожалению, ресурсы человека ограничены, и как бы мы ни хотели сделать всё и сразу без планирования, человеческий фактор не позволит нам этого сделать. Другой важный момент — вопрос самообразования. Слова о нехватке времени на чтение книги или обучение чему-то новому — это отговорки. И причина в большинстве случаев заключается в неправильном распределении своего времени. Планируя свою жизнь, мы начинаем понимать, сколько времени тратится на те или иные дела. Мы видим приоритеты, последовательность, количество дел. Поэтому мы можем выделять время на обучение. Достаточно уделять всего 30 минут в день на чтение, чтобы прочитать одну или несколько книг за месяц. Всего 30 минут в день — это очень мало, чтобы не принимать во внимание такой способ обучения. Планируя свою жизнь, мы начинаем видеть, на что тратится наше время. Мы видим ворох бесполезных дел, которые пожирают как раз то самое время, которое мы могли бы потратить с пользой.

Умение говорить «нет» — когда ваши дни распланированы по часам, то гораздо проще становится отказывать людям, которые посягают на ваше время. Если проявлять мягкотелость и постоянно поддаваться на просьбы знакомых, друзей, коллег и ещё кого-либо, то вы быстро окажетесь в ловушке. Многие уже находятся в ней, тратя время на решение чужих дел и практически не решая свои. Важно уметь различать просьбы о помощи и эксплуатирование. И важно уметь не только говорить «нет», но и говорить это правильно. Не нужно грубить, срываться, посылать человека. Можно даже не говорить само слово «нет», ведь есть множество других способов дать понять, что вы заняты и не можете помочь. Хотя бы именно сейчас.

Многим знакома ситуация, когда вы заняты своим делом, вам начинают звонить, и звонящий не спрашивает, заняты вы или нет, а сразу приступает к излиянию своих проблем, нужд, просьб и т.д. Такое поведение нетактично. Более того, такой человек явно не ценит ваше время. Он ценит своё и только. Отсюда возникает логичный и справедливый вопрос — будет ли неудобно отказать человеку, который не ценит моё время?